Ново-Тихвинский женский монастырь:

Тайна семи отроков

Необычный спектакль состоялся в пасхальные дни в стенах нашей воскресной школы. За основу сценария было взято удивительное и трогательное житие семи ефесских отроков. Некогда Господь через этих святых показал всем людям истину всеобщего воскресения и Своего восстания из мертвых. Для детей, участвовавших в спектакле, это была возможность живо почувствовать дух первохристианских времен и заново пережить радостную истину, что Христос воистину воскрес!





Сценарий пасхального спектакля
«7 отроков во Ефесе» (по мотивам жития)

Действующие лица:
Декий – царь - язычник
Секст – начальник тайной царской стражи
7 отроков (Иамвлих - главное лицо из них, Максимилиан, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин, Антонин)
Сульпиций – начальник города
Друзилла, жена Сульпиция
Помпий- знатный вельможа
Флавиана- жена Помпия
2 стражника
Александр – начальник города Ефес
Сергий – вельможа
Три женщины-торговки
2 воина

Действие 1

250 год по Р.Х. Ефес. Зала императорской резиденции либо городская улица. Декий сидит на тронном месте. По бокам – 2 стражника в форме древних римских воинов с железными шлемами с гребнем на голове, с копьями и щитами в руках. Перед Декием – двое мужчин в римской тоге и две женщины, одетые как знатные римлянки.

Декий: Говори сначала ты, Сульпиций. Тебе, как начальнику города Ефеса, я даю первое слово.
Сульпиций: Царь, твое приказание о жертвах жители нашего города исполнили с радостью. Статуи богов стоят на всех улицах и площадях.
Декий: А ты, славный Помпий, что скажешь?
Помпий: О царь! Сама Артемида Ефесская видит, что весь народ участвует в празднике! Вся земля пропитана кровью, а воздух наполнен дымом от сжигаемых животных.
Флавиана (вмешивается от нетерпения): Царь, мы с Друзиллой просим тебя: прикажи людям приносить поменьше жертв!
Декий: Почему вы просите об этом, знатные матроны?
Друзилла: Ах, царь, поверь: я и мой муж Сульпиций не можем дышать из-за ужасного дыма, которым наполнен воздух! Наша вилла стоит рядом с храмом Артемиды. И я боюсь, что мы скоро задохнемся от дыма и сами станем жертвой...
Декий (смеясь): Женщина, какие глупости ты говоришь... Ради великой Артемиды можно и потерпеть немного.
Флавиана: А у нас, царь, от крови испорчен колодец. Теперь на нашу виллу приходится возить воду издалека.
Декий: Прекратите, иначе я рассержусь. Не ожидал, что знатные матроны могут говорить такие глупости. Мы только начали праздник. Помпий, скажи мне лучше, что там с этими христианами?
Помпий: Их ищут везде. Солдаты проводят их к храму Артемиды или на площади, где народ приносит жертвы. Некоторые из них отрекаются от своего Христа и поклоняются нашим богам. Другие еще отказываются, но мы заставим и их вернуться к старой вере.

Флавиана (вмешивается от нетерпения): Царь, мы с Друзиллой просим тебя еще об одном: запрети вывешивать тела убитых христиан на городских стенах и выставлять там их головы. Ах, это ужасное зрелище! Знатные женщины не могут выходить на прогулки: вороны, ястребы и другие хищные птицы клюют тела – на это невозможно смотреть!
Декий: Сульпиций и Помпий, зачем вы привели сюда ваших жён? Пусть немедленно выйдут! Ступайте, матроны, я не буду слушать ваши глупые речи.
Флавиана и Друзилла уходят.
Декий: Ступайте и вы. Пусть зайдет Секст, он с утра ждет приема.
Сульпиций и Помпий уходят. Входит Секст (в форме офицера римской армии).
Декий: Чем занимается тайная царская стража?
Секст: Радуйся, царь! Ты приказал всем приносить жертвы, но мы нашли в этом городе семь молодых христиан. Они офицеры твоей армии, сыновья самых знатных граждан Ефеса. Среди них есть Максимилиан – сын Сульпиция и Друзиллы. И еще Иамвлих – сын Помпия и Флавианы.
Декий: Приведите их немедленно! Это недопустимо! Дети таких знатных вельмож – и вдруг христиане.
2-е стражников уходят и возвращаются с 7-ю воинами (с цепями на руках).
Декий: Почему вы не приносите жертвы богам?
Максимилиан: Мы исповедуем Единого Бога и Царя небесного, а вашим идолам мы никогда не принесем жертву.
Декий: Не стыдно тебе? Ты сын начальника города Ефес. Только что у меня были твои отец и мать. Такие почтенные родители – и такой бессовестный сын. И ты, Иамвлих, одумайся. Твой отец – моя правая рука в управлении всей этой областью! Как и ваши родители, принесите жертвы Артемиде Ефесской.
Иамвлих (со смехом): Что это за богиня такая, если ей нравится дым от сжигаемых животных?
Остальные 6 юношей смеются над Декием
Декий (Сексту): Секст, я поражен их грубостью! Немедленно снимите с них пояса римских воинов. Они позорят армию, империю, богов и меня!
(юношам): Вы не можете служить в моем войске, потому что не повинуетесь ни мне, ни богам.
(призадумавшись, пока Секст и 2-е стражей отнимают пояса) – Впрочем, было бы жестоко сразу предать мукам детей из самых знатных семейств, поэтому, прекрасные юноши, я даю вам время для размышления.
(Сексту): Секст, вели освободить их от цепей.
(юношам): Я уезжаю в Антиохию и до моего возвращения в Ефес вы свободны. Но знайте, что потом вы или принесете жертву богам, или умрете позорной смертью.

2-е действие

Пещера в горе Охлон неподалеку от Ефеса. 6 юношей (Максимилиан, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антонин) сидят в пещере, в воинской одежде без поясов. Разговаривают.

Мартиниан: Друзья мои, мне грустно. Царь дал нам свободу на несколько дней, и вот, мы ушли из города в эту пещеру, чтобы помолиться. Нам хорошо быть здесь вместе. Но царь совсем скоро вернется.
Дионисий: Не печалься, Мартиниан. Мы вместе служили в войске царя земного, а теперь вместе умрем за Царя Небесного.
Иоанн: Дионисий прав! Муки и смерть не разлучат нас. Я, наоборот, радуюсь тому, что мы все семеро будем и после смерти.
Антонин: Но почему всё еще нет Иамвлиха? Он ушел в город за хлебом, но уже вечер, а его нет.
Константин: Т-с-с... Кто-то идет. Кажется, это он.
Заходит Иамвлих, закутанный в рваный плащ, скидывает его.
Константин: Мы беспокоились, почему ты так долго не возвращался?
Антонин: А где же хлеб? Ты не купил его? Тебя не узнали?
Иамвлих: Ах, друзья мои, приходит время нашего подвига. Царь вернулся в Ефес. Я опоздал, потому что все дороги и ворота были перекрыты стражей. Пришлось и мне стоять в толпе и смотреть.
Иоанн: Ты видел Декия?
Иамвлих: Да, он проезжал совсем рядом, но в старом плаще меня не узнал.
Максимилиан: И что же дальше?
Иамвлих: Царь объявил, чтобы завтра утром все знатные люди города принесли жертвы богам. Он велел привести и нас, чтобы мы тоже поклонились идолам. Я побежал скорее сюда, чтобы успеть вам сказать. Нас уже ищут.
Мартиниан: Слышите – шум!
Дионисий (выглядывает): Это стража царя! Они уже близко, ищут вход в пещеру.

Повествователь зачитывает пересказ жития:
«Во время этой беседы от сердечной печали юношей стало клонить ко сну. Милостивый Господь повелел семи святым отрокам уснуть дивным сном, чтобы в будущем явить чудо и уверить всех в воскресении мертвых. Святые уснули смертным сном, а тела их лежали нетленными, как у спящих (отроки изображают то, как они засыпают в разных позах). Царь Декий узнал, где находяся семеро юношей, и повелел завалить вход в пещеру, чтобы они погибли от голода. (сделать в музыкальном оформлении звук камней, кидаемых один на другой). Когда воины закидывали вход камнями, там стояли двое царских слуг, Феодор и Руфин, которые были тайными христианами. Они написали на оловянных дощечках имена семи святых отроков и историю их страданий. Эти дощечки они положили в медный ящичек и поставили его среди камней. Феодор и Руфин думали так: если когда-нибудь христиане найдут эту пещеру и тела святых, тогда на этих дощечках они прочитают о юношах и поймут, что это тела мучеников, умерших за Христа.
Вскоре после этого умер царь Декий. Прошло почти 200 лет с того вечера, в который юноши уснули. За это время престол занимали и многие другие цари-язычники, пока, наконец, по милости Божией не наступило время христианских царей, время мира и благоденствия Церкви. Вера Христова распространилась по всей стране, везде появились храмы и монастыри. Во дни благочестивого царя Феодосия Младшего появились еретики, которые отрицали воскресение мертвых. Царь Феодосий очень печалился из-за них, постился и со слезами молился Богу, чтобы Он избавил Свою Церковь от этой ереси. Тогда милостивый Господь услышал молитву царя и других христиан и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых».

Действие 3

Пещера в горе Охлон. Семеро юношей просыпаются.
Максимилиан: Слава Богу! Ночь прошла, и Господь дал нам еще один день. Почему же так темно, ведь уже утро? Иоанн: Да, это странно.
Мартиниан: Я вспомнил! Когда я вчера засыпал, то слышал голоса царских стражников у пещеры.
Константин: Да, правда.
Антонин: Их начальник Секст приказал завалить пещеру камнями. А что было потом, я не помню.
Иамвлих: Но вот утро, мы все живы. Благодарим Господа! Давайте-ка попробуем отвалить камни. Здесь есть щель!
Дионисий: Наверное, все в городе думают, что мы погибли.
Максимилиан: Братья, давайте смело придем к Декию! Сколько мы будем здесь сидеть, как трусливые? А ты, Иамвлих, возьми сребреник и сходи в город, купи нам хлеба. Вчера ты совсем ничего не принес, мы голодны и можем ослабеть на суде. Возвращайся поскорее, чтобы мы могли сами выйти на мучения.
Иамвлих: Да, надену старый плащ и схожу в город.

Действие 4

Декорации улиц Ефеса с крестами на воротах и зданиях, куполами церквей. Идет начальник города Александр с помощником – вельможей Сергием. Рассуждают о новой ереси.

Сергий: Да, дорогой мой Александр, я так тебе сочувствую. У тебя и без того столько забот, а тут еще новая ересь… Говорят, царь Феодосий очень беспокоится из-за нее.
Александр: Конечно. Как не беспокоиться! Эти еретики не верят в воскресение мертвых. И Воскресению Господа тоже не верят.
Сергий: Да, в Церкви смута. Царь молится о том, чтобы Господь сотворил чудо. И тогда все еретики уверуют в истину воскресения. Царь хочет, чтобы в этом году на Пасху каждый с верой говорил: «Христос Воскресе», и слышал в ответ: «Воистину Воскресе».
Александр: Помоги, Боже, благочестивому Феодосию и нам!
Уходят за сцену. Появляются с одной стороны 3 женщины-торговки лепешками, с другой стороны Иамвлих. Женщины усаживаются, раскладывают лепешки, разговаривают вначале друг с другом, потом изучают Иамвлиха.
Иамвлих (озираясь по сторонам): Как странно! Вчера здесь всё было по-другому!
(Приблизившись к воротам, с изумлением) Крест на городских воротах?! Этого не может быть!
(Подходит к другим воротам) И здесь крест! Что это значит? Всюду кресты... Может, я сплю? Где я нахожусь? Вчера нигде не было крестов, только в тайных местах у верных, а теперь они открыто стоят на воротах и стенах города!
Наверное, это не Ефес, а какой-то другой город. И здания другие, и на людях другая одежда. Наверное, я заблудился.
Останавливается в нерешительности, снимает плащ. Слышны слова торговок:
1я женщина: Какой-то чужестранец. И одежда необычная. Вроде бы одет, как воин, но сейчас воины не так одеваются.
2я женщина: Да, мой брат совсем недавно вступил в армию. Мы с матерью покупали ему плащ и ...
3я женщина (прерывает ее): На старых фресках, времён Декия, есть изображения воинов. Вот там они как раз похожи на этого.
1я женщина: Надо бы пригласить этого странника зайти в гостеприимный дом, что при храме Христа Пантократора.
Иамвлих (услышав их, с удивлением): Вчера никто не смел открыто произнести имя Христово, теперь же я слышу его от многих?!
(Обращаясь к женщинам) Как называется этот город?
2я женщина: Ефес
Иамвлих. Не может быть. Нужно поскорее купить хлеба и уйти, а то я совсем заблудился.
(Подойдя к женщинам, вынимает сребреник и дает им. 1я женщина берет сребреник, показывает 2ой и 3ей женщинам. Удивленно говорят)

3я женщина: Какой большой сребреник!
2я женщина: Это древняя монета!
1я женщина: Смотрите, здесь изображен какой-то древний царь!
(шепотом): Этот человек нашел сокровище!
Иамвлих. Прошу вас, дайте мне скорее хлеба. Я очень голоден. Возьмите себе сребреник: я не хочу с него сдачи.
(Женщины окружают его и, удерживая, говорят)
2я женщина: Открой нам, откуда ты?
1я женщина: Где ты нашел древнее сокровище?
Иамвлих: Я не знаю никакого сокровища! О чем вы говорите?
3я женщина: Вот хитрый! Делает вид, что ничего не знает. Поделись с нами, и тогда мы никому не скажем о тебе.
2я женщина: А если не согласишься, мы скажем про тебя судье.
1я женщина: Нужно позвать скорее начальника города и стражей! Я видела, как господин Александр только что проходил здесь!
Появляются Александр, Сергий и 2 воина (костюмы должны отличаться от одежды Иамвлиха). Женщины суют Александру в руку сребреник, на ходу что-то говорят.
Александр: Говори, где сокровище?
Иамвлих: Я не знаю никакого сокровища! Эти деньги мне дали родители. Обычная монета… Ничего не понимаю!
Александр: Кто твои родители? Пусть они придут.
Иамвлих: Я сын вельможи Помпия, мать мою зовут Флавиана. Меня хорошо знает начальник этого города Сульпиций и его жена Друзилла, потому что я друг их сына.
Александр: Ты говоришь неправду. Называешь какие-то странные имена, мы никогда их не слышали.
Сергий: Начальника Ефеса зовут Александр, и он говорит с тобой (указывая с почтением на Александра).
Иамвлих молчит в недоумении, опустив голову.
1я женщина: А может, он юродивый?
2я женщина: Нет, он просто притворяется.
Александр: Как мы можем тебе верить? На этой монете надпись древнего царя Декия, а он умер 200 лет назад. Я заключу тебя в темницу и не отпущу, пока не скажешь правды.
Иамвлих падает на колени перед Александром и Сергием
Иамвлих: Прошу вас, господа мои, ответьте мне! Царь Декий находится в городе? Он жив или нет?
Александр: Во времена древние был такой царь, а теперь царствует Феодосий.
Иамвлих: Пойдемте со мной, и я покажу вам в пещере горы Охлон своих друзей. Мы убежали из Ефеса от Декия несколько дней назад. Я вчера видел Декия, а теперь не знаю, где я нахожусь.
Александр (обращается к Сергию): Бог хочет открыть через этого юношу какую-то тайну.
Сергий: Идем с ним, и посмотрим!

Пещера. Александр, женщины, воины – все приходят к пещере.
Иамвлих (отрокам): Друзья мои, воля Божия непостижима. Я был в Ефесе, но сегодня это уже другой город. Только Бог знает эту тайну, но исполнились слова апостола: «У Господа тысяча лет как один день». Больше нет гонений, не льется кровь христианская.
Юноши: Как это может быть? Неужели? Почему? Что случилось?
Входит запоздавший Сергий, держа в руках ящичек.
Сергий: Посмотри-ка сюда, дорогой Александр, я нашел это среди камней. Ящичек заржавел от времени (открывает). В нем оловянные таблички, на них что-то написано.
Александр (берет таблички и читает): «Семь отроков - Максимилиан, сын городского начальника, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антонин – бежали от царя Декия и скрылись в этой пещере. Вход в пещеру был завален камнями, и святые умерли в ней за Христа. Это видели мы, Феодор и Руфин, рабы Господа Иисуса Христа».
Все восклицают, особенно Александр и Сергий: Слава Тебе, Христе, Боже наш! Вот, в наши дни Господь показал образ будущего воскресения не только души, но и тела. И как Сам Он воскрес, так силен воскресить и всякого человека.
Александр (обращаясь к отрокам и залу). Друзья мои, в вашем лице я вижу Самого Царя и Владыку моего Христа! Когда-то Он воскресил Лазаря, а теперь Он и вас воскресил. Этим Он явно показал нам воскресение мертвых, которое будет когда-то! Христос Воскресе!
Все вместе поют вместе с залом «Христос Воскресе!» трижды.

Фотоальбом


02.05.2012