Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Апостольские поучения

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Деян. 28 зач. (11, 19–26, 29–30)

Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

 

 

О высоком именовании «христианин»

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении повествуется о том, как распространялось слово Божие в первые годы существования Церкви Христовой, когда верные еще не носили привычного нам названия христиан.

«Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев» (ст. 19). Слово, конечно, о Господе Иисусе Христе. Тогда им еще, видимо, не было известно о видении апостола Петра: с неба сошло полотно, на котором было множество нечистых животных, и ему было повелено заколоть их и есть, а потом было сказано, чтобы он крестил римского сотника Корнилия со всей его семьей (см. Деян. 10, 10–20). Многие считали, что слово Божие должно распространяться только среди иудеев, богоизбранного народа. Эти люди не понимали, что отныне от Христа происходит новый народ, новый Израиль, который даже имя получит новое. Вне зависимости от происхождения по плоти человек, принявший истину, рождается и живет уже в новом народе, который становится ему родным. И родина его уже не та или иная страна, но Церковь Христова.

«Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (ст. 20). Одни считали, что нужно проповедовать только иудеям, другие же — «некоторые из них Кипряне и Киринейцы», то есть иудеи, рожденные и воспитанные на Кипре и в других странах, где говорили на греческом языке, — скорее всего, движимые внутренним чувством и расположением, не видели никаких препятствий для того, чтобы слово Божие распространялось среди всех народов, и проповедовали эллинам.

 «И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (ст. 21). Здесь не указывается определенное число, но, нужно думать, это были не сотни, а тысячи людей. Нам кажется, что это мало, потому что сейчас в Церкви Христовой миллионы верующих, но если бы мы представили, что кто-нибудь из нас, проповедуя, обратил к вере несколько тысяч человек, то поняли бы, что успех проповеди был чрезвычайно велик. Сейчас, к сожалению, нет проповедников, обладающих такой благодатью и силой слова.

«Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» (ст. 22). Варнаве, кипрянину родом, поручили идти в Антиохию, для того чтобы укрепить в вере новообращенных и убедиться, что те, кто принял слово Божие, живут достойно этого слова. «Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался» (ст. 23). Конечно, благодать Божию саму по себе увидеть невозможно. Он увидел ее в делах этих проповедников, в самих новообращенных, которые изменили свою жизнь, стали ревностными христианами и приобрели любовь к ближним. Увидев это, апостол Варнава возрадовался, так и должен реагировать всякий истинно верующий человек. «И убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (ст. 23), то есть уверовать не одним умом, но всем сердцем, всем своим существом, потому что в сердце центр духовной, нравственной и даже умственной жизни. Если человек в чем-то убежден в сердце, значит, он на самом деле в это верит, а то, в чем сердце его сомневается, не является его настоящим, полным, искренним убеждением.

«Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу» (ст. 24). Здесь объясняется, почему апостол Варнава возрадовался, увидев благодать Божию, действующую в новообращенных, и почему убеждал их держаться Господа искренним сердцем. Он был мужем добрым, или, как сказано по-славянски, благим, то есть не просто нравственным человеком, но исполненным Духа Святого. Все: и проповедники, и обращенные — имели веру, но он, видимо, благодаря тому, что отличался сильной, пламенной верой и способностью убеждать, своей проповедью в Антиохии еще многих обратил ко Христу.

«Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию» (ст. 25). В это время апостол Павел, называемый тогда еще Савлом, именем, данным ему от рождения, находился в Тарсе и, видимо, пребывал в молитве, ожидая, как Промысл Божий распорядится о нем. Апостол Варнава нашел его и призвал к апостольскому служению.

«Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (ст. 26). Имя, которое кажется нам привычным, совершенно естественным, впервые прозвучало не на «родине веры», в Иерусалиме, а в языческой Антиохии, потому что новообращенные ученики Христовы не могли себя называть ни израильтянами, ни, как прежде, эллинами. Они должны были придумать себе какое-то наименование, чтобы отличить себя от тех, с кем они раньше составляли единый народ. В то же время они не считали себя евреями, потому что и среди евреев встречались те, кто принял евангельскую проповедь, и те, кто был враждебно к ней настроен. Так возникло это новое в то время имя, которое было почти откровением.

«Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла» (ст. 29–30). В Иерусалиме христиане отказывались от всего своего имущества и все было общим, а в Антиохии каждый имел свое имущество и по мере возможности помогал другим. Ни тот, ни другой образ жизни не порицался. Таким образом, можно угождать Богу как в монашеском звании, отрекшись от всего и имея все общее, так и в звании мирском — лишь бы ты служил Богу всем сердцем. Из этих слов Священного Писания понятно, какую любовь имели древние христиане друг к другу: они помогали не только своим близким, живущим рядом, но и незнакомым, тем, кто жил далеко от них. Чтобы сравнить это с нашей современностью, представьте себе такую ситуацию: мы живем в Екатеринбурге и вдруг узнаём, что где-нибудь в Александрийской или той же Антиохийской Церкви люди нуждаются в помощи, и мы собираем средства и посылаем их этим совсем чужим, незнакомым нам людям. Чужим по языку, чужим по обычаям, но нас соединяет вера, все мы — христиане. Вот как осознавали близость, родственность во Христе, единство в вере древние христиане.

К сожалению, для нас кровные узы гораздо более важны, действенны и реальны, чем узы духовные. Конечно, это неправильно и говорит о том, что любовь к ближнему, любовь во Христе в нас действует слабо — то, что по плоти, в нас сильнее того, что по духу. Апостол Павел говорит, что нужно помогать всем, в особенности своим по вере (см. Гал. 6, 10). Мы же помогаем, может быть, всем, но прежде всего своим по плоти — родственникам, о них мы думаем, переживаем. А ведь есть люди действительно нам родные, которые, как и мы, крещены в Единого Господа Иисуса Христа, причащаются Тела и Крови Христовых и соединяются с нами в Нем, составляют вместе с нами единый организм. Однако мы этого не осознаём, а если и осознаём, то не чувствуем так сильно и живо, чтобы предпочитать родство духовное родству плотскому.

В сегодняшнем евангельском чтении есть слова, которые вы все прекрасно помните, они о том, что все мы должны поклоняться Богу духом и истиной. «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 19–24).

Так пророчествовал Спаситель. Время, о котором Он говорил, должно было вот-вот наступить, и в книге апостольских Деяний, чтение из которой мы только что слышали, говорится о том, как это пророчество сбылось. Действительно, уже не только в Иерусалиме правильно поклоняются Богу, но и в Антиохии, и по всему миру. Более того, мы видим, что откровение Божие дается в Антиохии в той же полноте, что и в Иерусалиме, потому что именно там дано откровение о том, как должно называться истинно верующим. Сказать, что слово «христиане» возникло просто по обычаю, случайно, было бы несправедливо. Если бы это было случайностью, оно бы не укоренилось.

Значит, в духе и истине можно поклоняться — и люди поклонялись — везде и во все времена. И так же, как в древности в Иерусалиме и Антиохии, и мы сейчас можем поклоняться в Москве, Петербурге, Екатеринбурге — где угодно, лишь бы только мы сами были к этому готовы. У нас не меньше для этого возможностей, чем у древних христиан или тех, кто живет в святых местах. Не нужно искать какого-то места, потому что место — это просто положение в пространстве. Благодать Святого Духа в каком-нибудь обыкновенном, ничем не примечательном городе действует не меньше, чем в святом граде Иерусалиме, в котором находятся связанные с жизнью Спасителя места. Поклонение духом и истиной зависит от нас самих. Именно так мы должны поклоняться Ему, потому что Бог есть Дух.

Мы называемся христианами, и это имя показывает, что мы, будь мы евреи или русские, не составляем богоизбранный народ в том смысле, в каком его составляли иудеи, но принадлежим к особому народу, к которому принадлежат все верующие, вне зависимости от своего плотского происхождения. Христиане поклоняются Богу духом и истиной там, где призовет Промысл Божий. Мы должны осознавать громадную, бесконечную, ни с чем не сравнимую цену этого прекрасного, возвышенного имени, происходящего от имени Христова. Он — Божий Помазанник, а мы помазаны, облагодатствованы и освящены нашей верой в Него. Если говорить о монашестве, то наше монашество — христианское. Ведь нечто подобное монашеству существует и в других религиях, например у буддистов или индуистов. Поэтому, чтобы отличить истинный аскетический образ жизни от ложного, ошибочного, мы именуем себя прежде всего христианами, то есть мы христианские монашествующие. В этом наше отличие. Все то, что содержится в Священном Писании и Предании и что проповедует Церковь, кратко изображено словом «христиане». Поэтому мы должны носить это святое имя достойно и всегда и всюду показывать свое отличие от неверующих. Ни в чем мы не должны быть, по возможности, похожи на них, не в том смысле, чтобы делать что угодно, лишь бы казаться оригинальными, но в том, что вся наша жизнь должна быть освящена благодатью Святого Духа, Таинствами и просвещена светом православного Предания, христианским учением.

Когда мы говорим «православные христиане», то этим подчеркиваем свое отличие от тех, которые именуют себя христианами необоснованно, не являются ими на самом деле, а только ложно присваивают себе это имя. Христианин — это тот, кто поклоняется Господу Иисусу Христу духом и истиною везде и всюду, что бы он ни делал, где бы ни находился. Никто и ничто не должно нас от этого отвлекать. Мы всегда должны быть в единении с Богом, мысленно, духовно совершать невидимое поклонение, которое выражается и в непрестанной молитве, и в постоянном памятовании заповедей Божиих, следовании, подчинении нашей воли воле Божией. Таким образом, христианство становится уже не пустым названием, не названием по обычаю, но самою жизнью.

Святитель Тихон Задонский обличал современных ему христиан (я думаю, что к нынешним христианам это относится в еще большей степени) за отсутствие истинного христианства, за лицемерие. Не дай Бог и нам подпасть под определение этого великого учителя Русской Церкви! Мы должны быть истинными христианами, а не только изображать из себя таковых. Слова «поклоняться в духе и истине» нужно понимать не только в том смысле, что мы должны поклоняться Богу везде, а не в каком-то определенном месте, но и в том, что дух наш всегда должен пребывать в поклонении Богу. В этом и состоит сущность христианства. Пусть такое душевное состояние станет нашей природой. Мы должны подвизаться, всячески себя понуждать, чтобы это имя — «христианин», «христианка» — пронизывало все наше существо, стало нашим естеством, нашей жизнью, стало тем, что всегда будет нас вдохновлять и возвышать над обыденностью. Аминь.

6 мая 2007 года