Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Апостольские поучения

День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла

День памяти славных и всехвальных апостолов Петра и Павла

2 Кор. 193 зач. (11, 21 – 12, 9)

А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

 

Как открывается нам воля Божия?

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла читается зачало из Второго послания к коринфянам, в котором апостол Павел перечисляет свои страдания и труды, понесенные им ради Господа Иисуса Христа. Мы не будем упоминать о всех скорбях, которые претерпел апостол Павел, как, впрочем, и апостол Петр, — невозможно рассказать обо всем. Коснемся только одного рода несчастий, пережитых апостолами Петром и Павлом, — заключения их в темницу.

Апостол Павел говорит: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти» (ст. 23). Конечно, он сравнивает себя с теми, кто ложно называл себя апостолами. Но даже если апостол Павел имеет в виду и истинных апостолов, то делает это ради того, чтобы утвердить свой авторитет в глазах тех, кто в нем усомнился, потому что такого рода сомнения могли привести и к сомнению в значении его проповеди. Апостол Павел был в заключении несколько раз, но прежде чем говорить о том, как он переносил эту скорбь, обратимся к страдальческому опыту апостолов, претерпевших это раньше него.

Как повествует книга Деяний апостольских, руками апостолов, в особенности апостола Петра, совершались в народе многие знамения и чудеса, и даже оттого, что тень апостола Петра осеняла кого-то из больных, они уже надеялись получить исцеление. В то время множество больных приносили в Иерусалим, потому что апостолы проповедовали только там. «Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу» (Деян. 5, 17–18). Это одно из первых упоминаний о том, что апостолы находились в заключении. Речь, скорее всего, идет о ближайших учениках Спасителя — двенадцати апостолах.

«Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. Они, выслушав, вошли утром в храм и учили». Когда же хотели судить их, то «служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого» (см. Деян. 5, 19–23). Так произошло чудесное избавление святых апостолов. Первосвященники и бывшие с ними недоумевали о том, что же произошло, и им донесли, что те люди, которых они арестовали, проповедуют в церкви. Ангел Божий чудесным образом освободил святых апостолов, чтобы они проповедовали, но были ли они совершенно избавлены от скорбей? Нет.

«Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями. Приведя же их, поставили в синедрионе» (Деян. 5, 26–27), и начался суд. Праведный Гамалиил, почитаемый нами как один из первых христианских святых, в то время принадлежал к синедриону (мы не знаем, был ли он христианином уже тогда, или искренность привела его к правой вере впоследствии). Он выступил в защиту святых апостолов, но ему не удалось полностью оградить их от ненависти синедриона: его послушали и не казнили апостолов, но «призвав, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (см. Деян. 5, 40–41). Их проповедь продолжалась, апостолы «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5, 40–42). Мы видим, что ангел освободил их, но в то же время не защитил от неправедного суда и позорного наказания. Конечно, среди апостолов, заключенных в темницу, был и святой апостол Петр, потому что в то время он более, чем другие, блистал чудесами и славой и был вождем апостолов, как бы их князем.

Деяния апостольские повествуют и о другом заключении святого апостола Петра: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12, 1–2). Апостол Иаков, скорее всего, находился в заключении (пусть и краткое время), но ни с помощью ангела, ни иным чудесным образом он не был освобожден. Почему же вначале он и другие апостолы были спасены, а в этот раз он был казнен?

Далее читаем: «Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем [Ирод] взял и Петра, — тогда были дни опресноков, — и, задержав его, посадил в темницу» (Деян. 12, 3–4). Его казнили бы немедленно, но в праздник это считалось неприличным, поэтому казнь решили отложить до истечения дней опресноков. «И приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу» (Деян. 12, 4). Вывести, конечно, не для того, чтобы показать народу, а чтобы казнить. Вы помните, что, когда схватили апостола Павла, народ желал растерзать его и кричал: «Недостойно жить такому» (см. Деян. 22, 22). Можно предположить, что ненавистники христианства могли также поступить и по отношению к апостолу Петру.

«Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу» (Деян. 12, 5–6). Обычно узника охраняли, приковывая его руку к руке воина. Апостол Лука сообщает такую подробность: апостола Петра сковали не одной цепью, а двумя; с ним были в буквальном смысле неразрывно связаны два воина, так что не оставалось никакой возможности освободиться. Нужно обратить внимание на то, что Петр внутренне был совершенно готов к смерти. Он не скорбел, не унывал, а спал, хотя знал, что в следующее утро его, скорее всего, казнят, что эта участь его не минует, как не миновала апостола Иакова, брата Иоанна Богослова.

«И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (Деян. 12, 7–11). А народ иудейский жаждал, конечно, его смерти.

Мы видим, что Господь через ангела Своего спас апостола Петра. Для чего? Для того, чтобы он продолжал свою проповедь. Конечно же, эта миновавшая угроза смерти послужила обстоятельством, указывающим апостолу Петру ясно, как бы перстом, что ему необходимо оставить Иерусалим и проповедовать в других местах.

 А сейчас речь пойдет о святом апостоле Павле. Один из случаев его заключения в темницу описан апостолом Лукой в Деяниях апостольских. Проповедуя в Македонии, Павел изгнал из служанки духа прорицания, и ее господа, видя, что исчезла надежда получать от этой служанки доход, схватили апостолов Павла и Силу и оклеветали перед римскими начальниками. Апостолов избили и заключили во внутреннюю темницу, которую обычно располагали в центре тюрьмы где-нибудь в подземелье. Бежать оттуда было невозможно, потому что пришлось бы пройти через многие другие отделения темницы.

«Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Деян. 16, 25). Опять мы видим: апостолы не скорбели, не плакали, не просили об избавлении, а молясь, воспевали Бога. «Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали» (Деян. 16, 26–27). Между прочим, стражи, которые стерегли апостола Петра, были казнены. Возможно, апостол Павел не ушел из темницы именно потому, что это могло привести к гибели темничного стража. А может, он предчувствовал, что это заключение не будет иметь для них пагубных последствий и что их освободят: в то время язычники к проповеди христианства относились гораздо спокойнее, чем завидовавшие ей иудеи.

«Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян. 16, 28–33). Это заключение в темницу привело к тому, что один из гонителей стал христианином. Если бы апостол захотел воспользоваться этим чудесным освобождением, то, безусловно, покинул бы темницу и проповедовал бы дальше слово Божие.

Значит, скорби необходимы, потому что они указывают путь, по которому мы должны шествовать, и дают возможность показать нашу ревность, нашу любовь к Богу. Если бы не страдания, постигшие апостолов, то они и не знали бы, как правильно проповедовать и где им нужно это делать. Это ясно видно и из следующего повествования об аресте святого апостола Павла.

Апостол Павел, зная, что его ждут скорби, прибыл в Иерусалим. Некие асийские иудеи оклеветали его, и он был бы растерзан толпой, если бы его не освободил тысяченачальник. Выяснилось, что перед римской властью апостол Павел не имеет никакой вины, и, так как на него готовилось покушение, его отправили в Кесарию. Но, когда он еще был под арестом в Иерусалиме, «Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23, 11). Как это ни парадоксально, арест и заключение апостола послужили поводом к тому, что ему явился Сам Господь Иисус Христос.

Нам представляется, что когда совершается воля Божия, то Господь во всем помогает, избавляет человека от всех трудностей. А здесь мы видим совершение воли Божией через унизительное и тяжкое испытание — тюремное заключение. Совершенно чистого, ни в чем не виновного человека не просто гонят, преследуют, но и осуждают как преступника. Помимо телесных страданий, это причиняет еще и внутреннюю душевную боль: человек не может не испытывать обиду от величайшей несправедливости и клеветы, возводимой на него. В глазах многих людей заключенный в тюрьме человек, безусловно, является преступником: они уверены, что даром человека не посадят, нет дыма без огня. Но через все эти страдания, и даже несправедливость, совершалась над апостолом Павлом воля Божия.

Далее, когда апостола Павла, выражаясь современным языком, этапировали в Италию для того, чтобы он предстал перед судом кесаревым, началась страшная буря, и кораблю грозила гибель. Вот как повествует об этом святой евангелист Лука: «Наконец исчезла всякая надежда к нашему спасению. И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: „не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою“. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров» (Деян. 27, 20–26). Нам кажется, что Бог должен был помочь так, что и люди не пострадали бы, и корабль остался бы целым, пристал к берегу или даже доплыл до Италии. Но опять, хотя Господь всех помиловал, не обошлось без скорби: корабль затонул, и до берега добрались кто вплавь, кто на обломках корабля. И все это совершалось ради того, чтобы апостол Павел проповедовал в Риме. А почему бы не устроить это другим образом — без печалей и препятствий?

Значит, таким образом вершится воля Божия. Помещая человека в такие обстоятельства, которые он не может переменить, Господь направляет его, как бы ведя за руку, к единственному решению, согласному с волей Божией. И человек, если только он следует своей совести, обязательно подчиняется этому решению. Таким образом, совесть внутри человека подсказывает, как должно поступить в этой ситуации, а внешние обстоятельства вынуждают исполнить волю Божию, лишая возможности сделать то, что, может быть, представляется добрым, но неуместно и ненужно. Господь подвергал Своих угодников страданиям, испытаниям, заставляя их следовать Своей воле без всякого рассуждения. Так воля Божия совершалась через великих святых — апостолов Петра и Павла, хотя Господь мог им открыть каким-то иным образом, что им следовало делать.

Тем более мы, люди обыкновенные, ничтожные по сравнению с этими святыми, ничего не знающие, должны прислушиваться к обстоятельствам, особенно скорбным. Что может быть страшней и неприятней заключения в тюрьму? Кто из нас хотел бы там оказаться? А апостолы переносили и гораздо более страшные скорби, но все эти испытания учили их исследовать волю Божию и исполнять ее.

Святой апостол Петр в своем послании, обращаясь ко всем христианам, говорит: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4, 12–13). Под огненными искушениями апостол Петр имеет в виду либо определенные мучения — пытку огнем или сожжение на костре, что имело место во времена Нерона, либо вообще страдания, постигающие христиан. Он убеждает нас не чуждаться этих испытаний, потому что, претерпевая их, мы участвуем в Христовых страданиях. Апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). Он призывает нас подражать, скорее всего, Христовым страданиям. Как Христос претерпел их ради нас, так и мы должны терпеть наши скорби, — мы же при малейших неприятностях сильнейшим образом огорчаемся.

«Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4, 14–16). Мы, христиане, и монашествующие в особенности, страдаем не только от внешних скорбей, но и от внутренних; не только от людей, болезней, но и от демонов. Эти испытания, которые иногда выглядят крайне неприятно, посылаются нам Богом для того, чтобы укрепить нас в вере, сделать истинными христианами, чтобы мы проявили скрытое в нас или еще неразвитое чувство преданности Богу, любви к Нему. Мы не должны этих «огненных искушений» чуждаться, а должны подвизаться и молиться о том, чтобы они стали для нас радостными, как для апостолов радостным было бесчестие ради Христа.

Если сравнить нас с апостолами, то это сравнение будет не в нашу пользу: их публично избили, а они были счастливы, что потерпели бесчестие за имя Господне; их, ни в чем не повинных, осуждали и заключали в темницы как преступников, а они и это воспринимали с ликованием, видя в этом совершение воли Божией, которая ведет их и указывает им, где они должны проповедовать и как распоряжаться самими собой. Мы должны, подражая апостолам, переносить то малое, что нам приходится терпеть, смиряться перед постигшим нас испытанием и покоряться ему, как бы оно ни было неприятно, нелепо, отвратительно, унизительно. Если мы будем одновременно прислушиваться к своей совести и внимать себе, то Господь нам укажет, чтó мы должны совершить, и научит, как исполнить Его заповеди именно в тех обстоятельствах, в какие поместил нас Промысл Божий. В этом состоит наше подражание великим святым — первоверховным апостолам Петру и Павлу и прочим угодникам Божиим, которые в любых обстоятельствах находили и возможность служить возлюбленному Господу Иисусу Христу, и указание на то, как это служение исполнить. Аминь.

12 июля 2007 года