Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
Архив новостей


Книги издательства

Понять свою веру и научить ей других. Высшие миссионерские курсы.

«Неслучайно миссионерские курсы действуют именно при монастыре. Монастыри всегда были центрами образованности и культуры. Здесь вели летописи, писали иконы, переписывали редкие книги, переводили с других языков. При монастырях открывались школы, в монастырях духовно просвещались тысячи людей. Выдающиеся писатели, ученые ездили к простым монахам, чтобы получить ответы на свои вопросы, и эти ответы они не смогли бы прочитать ни в одной энциклопедии…»

О том, как и чему учатся на Высших миссионерских курсах, рассказывает их руководитель, Наталия Александровна Дьячкова.

Верить разумно

- Наталия Александровна, насколько нам представляется, обычно те или иные курсы имеют сугубо практическую цель – получение дополнительной специализации по какой-либо профессии. Кажется, у Миссионерских курсов такой цели нет?

- Наши Курсы тоже имеют практическую цель – дать православным людям основы богословских знаний. А они в этом очень нуждаются.

Многие десятилетия русских людей обманывали, говорили им, что Бога нет. Выросло несколько поколений людей, воспитанных в духе атеизма. Люди были лишены самого главного – возможности вести спасительную духовную жизнь. Теперь, когда все это в прошлом, люди, уверовав, идут в храмы, но через какое-то время начинают понимать, что им не хватает знаний: на литургии не все понятно, читать Священное Писание самому трудно, молитвы написаны на трудном церковнославянском языке, смысл церковных праздников также не вполне ясен. Так что, если говорить о «сугубо практической цели», то она очевидна: люди хотят изучать Священное Писание и Предание, хотят знать Историю Церкви, хотят понять догматы Православного вероучения, да и просто научиться читать на церковнославянском языке и понимать то, что они читают. Некоторые на собеседовании так и говорят: хочу верить разумно. И все это мы им даем.

Но есть и другая мотивация: хочу побольше узнать о своей вере не только для себя, но и для того, чтобы рассказать о ней своим родственникам, друзьям, знакомым, коллегам. В такой мотивации уже очевидно миссионерское начало. Основное направление наших Курсов – духовное просвещение. Сегодня людям не просто не хватает богословского образования – многие и Закона Божьего-то в руках не держали. И все те повреждения, нестроения и крайности, которые мы сегодня наблюдаем в среде верующих людей (неразумное затворничество, уклонение в раскол, желание прославлять не тех, кого нужно, борьба с ИНН и т. п.), проистекают от элементарного невежества, искаженного представления о духовной жизни. Среди наших слушателей (и бывших, и нынешних) встречаются такие, кто уже побывал в какой-нибудь секте. Люди искали духовной жизни, но заблудились, попали не туда, и вот Господь привел их к Православию, а потом они оказались на наших Курсах. И это самые убежденные наши миссионеры, потому что они на своем горьком опыте узнали, что значит жить без православной веры, что значит оказаться в секте.

Образованный в богословском смысле человек – это уже миссионер, потому что он вольно или невольно просвещает тех, кто оказывается с ним рядом.

Что касается дополнительной специализации, то она у нас тоже есть. За основу преподавания мы взяли государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности теология. Пока, конечно, мы не можем давать нашим выпускникам полноценные дипломы с указанием данной специальности. Однако со временем – даст Бог – так и будет. Мы очень надеемся на то, что в будущем сможем получить лицензию на ведение образовательной деятельности именно по этой специальности – бакалавр теологии. А пока мы работаем, как это модно теперь говорить, в формате «Курсов при монастыре». Наши слушатели изучают Догматическое богословие, Нравственное богословие, Катехизис, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Патрологию, Аскетику, Апологетику, Историю Церкви, Сектоведение и еще много других интересных предметов. Кроме дисциплин богословского цикла, мы преподаем также предметы общегуманитарного характера, например Культуру речи, Риторику. В новом учебном году хотим ввести Древнерусскую литературу, Историю Древнего мира и Средних веков, Новую и Новейшую историю. Миссионер должен быть человеком образованным. Кстати, большинство наших слушателей – это люди с высшим образованием.

Свидетельствовать о Православии

- Миссионером может стать любой человек? По каким критериям вы зачисляете на курсы?

На вопрос о критериях ответить несложно. Чтобы быть зачисленным к нам на Курсы, абитуриент должен быть человеком, во-первых, верующим, крещеным, во-вторых, воцерковленным, то есть иметь хотя бы небольшой опыт церковной жизни: исповедоваться, причащаться, соблюдать посты и так далее. На собеседовании мы спрашиваем, прихожанином какого храма явля-ется наш абитуриент, есть ли у него рекомендация от духовника. Это минимум требований. А еще мы спрашиваем, как давно человек крестился, есть ли у него желание нести свет Христовой Истины другим людям.

Что касается вопроса о том, кто может стать миссионером, то на него ответить не так просто. Это зависит от того, как понимать миссионерство. Если под миссионерством мы имеем в виду подвиги, подобные тем, которые совершили святители Иннокентий Московский, Николай Японский, Тихон Патриарх Московский – то, конечно, такое миссионерство по плечу далеко не всем. Если же под миссионерством мы понимаем деятельность более скромных масштабов (я проповедую Православие и привожу к вере и крещению своего друга, свою племянницу, своего старого отца), то такое миссионерство по плечу многим, но тоже не всем. Но есть и другое миссионерство, в последнее время его все чаще называют «внутренним миссионерством». Внутреннее – это миссионерство в среде… крещеных православных людей. Люди крестились, надели крестик на шею, и все. И в храм больше ни ногой. Продолжают жить прежней жизнью. Таких вокруг нас, к сожалению, большинство. Сколько вокруг людей, которые называют себя православными, но которые ни разу не были на исповеди, ни разу не причащались. Евангелие в руках не держали! И наша жизнь в среде таких людей обязывает нас к внутреннему миссионерству. Это миссионерство заключается в том, чтобы самим своим поведением, всеми своими словами – всем образом жизни – свидетельствовать о нашей вере. Показывать пример христиан-ской жизни! К такому миссионерству призван каждый из нас.

- Чем занимаются выпускники курсов? Насколько активно применяют полученные знания на деле?

- Большинство выпускников занимается тем же, чем и раньше. Среди наших слушателей есть и врачи, и школьные учителя, и преподаватели вузов, и программисты, и рабочие, и предприниматели, и банковские работники. Как правило, окончив Курсы, они остаются работать на прежнем месте. Врач остается врачом, учитель – учителем. Но сами-то они меняются! Меняется круг общения, меняется круг привычного чтения, круг развлечений. Всё меняется! Верующий, воцерковленный человек, да и еще и получивший основы богословских знаний, создает вокруг себя некое поле. И постепенно, понем-ногу меняются и те, кто рядом. Знания, полученные у нас, они применяют прежде всего в своей духовной жизни и в своей семье, а потом уже и среди ближайшего окружения. Духовник курсов, схиархимандрит Авраам, часто говорит нам, что самое эффективное миссионерство – это миссионерство в малых группах. Именно в беседе один на один можно убедить человека в истинности православной веры. Лекция в большой аудитории, митинг на стадионе могут быть (и бывают!) менее эффективными, чем беседа один на один. В данном случае речь идет о нашем миссионере и о его сослуживце, приятеле, соседе.

Есть, конечно, у нас и такие выпускники, которые оставляют свою прежнюю работу и уходят служить в различные церковные структуры. Кто-то работает на приходе – ведёт огласительные беседы, то есть готовит людей к принятию Таинства Крещения, кто-то работает в Воскресной школе, то есть стал учителем Закона Божьего. Наши выпускники работают в Обществе «Трезвение» у отца Игоря Бачинина, в отделе социального служения при Ново-Тихвинском монастыре, в Духовном центре прихода во имя Рождества Христова у отца Димитрия Моисеева. А есть и те, кто, по окончании наших Курсов, пошел учиться дальше – поступил в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Самая востребованная специальность

- Каким должен быть современный православный миссионер? Насколько он востребован?

- Прежде всего, он должен быть настоящим христианином. Верующим, воцерковленным, имеющим богословское образование. А еще миссионер должен быть культурным, эрудированным человеком. Беда, если миссионерствовать возьмется невежественный неофит! Сам недавно пришел к вере, толком ничего не знает, читал мало, говорит плохо, с ошибками. Ужас! Такой не только никого не приведет к вере, но и оттолкнет от Православия. Ведь что подумают люди? Если там проповедуют такие невежественные, косноязыкие, неряшливо одетые люди, то стоит ли нам туда идти?

Обучение у нас вечернее, аудиторных часов не так много, как на дневном отделении, но все же мы стараемся и культуре речи учить, и риторике. Даже иногда собираемся в кружок и читаем друг другу хорошие стихи. А вот со следующего года будем и литературу преподавать. В аудитории всего не скажешь, всему не научишь, но мы говорим нашим слушателям о том, какие книги хорошо бы прочитать, какие словари и справочники хорошо бы иметь в домашней библиотеке. Кроме того, у нас на Курсах этим летом открылся читальный зал, в нем столько книг! И сочинения святых отцов, и труды по догматическому богословию, и жития святых… И чего только нет! Спасибо монастырю за такой подарок.

Востребован ли миссионер сегодня? Конечно, востребован! Православный миссионер нужен везде: и в школе, и в вузе, и в больнице, и в армии, и в тюрьме, и на приходе. Миссионеров не хватает! И еще не скоро мы заговорим о том, что их слишком много и пора закрывать миссионерские курсы.

- Для проповеди Православия разве не более подходят священники, чем обычные миряне?

- Священника заменить не сможет никто. Об этом не может быть и речи. Что касается проповеди, то это понятие многожанровое: есть храмовая проповедь и есть проповедь миссионерская. Первая звучит в храме, с амвона, вторая – в миру. Одному священнику везде не успеть, ему нужны помощники – грамотные, образованные, благочестивые миряне. Получив соответствующую подготовку, взяв благословение у священника, миссионер вполне может проповедовать Православие. Но мы ведь говорили уже о том, что деятельность миссионера заключается не только в том, чтобы произносить проповеди перед собравшимися. Миссионер примером своей жизни, индивидуальными беседами, по молитвам своим и своего духовника приводит людей к вере или воцерковляет уже верующих.

- А почему миссионерские курсы созданы именно при монастыре?

- Монастыри всегда были центрами образованности и культуры. Здесь вели летописи, писали иконы, переписывали редкие книги, переводили с других языков. А монастырские библиотеки, которые насчитывали тысячи томов ценнейших книг! Известно, что монахи любили селиться в отдаленных уединенных местах, вдали от больших и шумных городов, так что можно сказать, что русское монашество все время осваивало новые земли. Но в каком бы глухом, заброшенном, диком месте ни возникал монастырь, он в скором времени становился центром культурной и духовной жизни на многие сотни верст. При монастырях открывались школы, в монастырях духовно просвещались тысячи людей. Выдающиеся писатели, ученые ездили к простым монахам, чтобы получить ответы на свои вопросы, и эти ответы они не смогли бы прочитать ни в одной энциклопедии. Монастыри содействовали распространению христианства. Так что совсем не случайно то, что именно монастырь открывает именно миссионерские курсы.


Подробнее о Миссионерском институте


22.08.2008



Calendar
  Май 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

11.07.2023
Праздничная перекличка: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

28.08.2022
События солнечного августа

10.07.2022
Птенцы Пресвятой Богородицы.

13.06.2022
Верные навсегда.


перейти к разделу
Земля святого Симеона


Возлюбив подвиг молитвы, возлюби уединение в вещественной келии. Затворяй двери ее для себя и для других… "Пребывай в келии твоей, - она научит тебя всему", т.е. монашескому жительству, которое все сосредотачивается в молитве.
Свт.Игнатий Брянчанинов







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb