Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Иконописная
Швейная
Издательство
Переводческий класс
Певческий класс
Библиотека
Церковноисторический кабинет
Просфорня
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

Монахиня Евстафия

                                                                             Архивно-следственные дела: значение для канонизации святых

и изучения истории Русской Православной Церкви

В последние годы много сказано и написано о значении архивно-следственных дел органов государственной безопасности 1920-1950-ых годов как исторического источника, и значение это сложно переоценить. Сегодня мне хотелось бы коснуться двух основных аспектов этого вопроса: важности этих документов для канонизации святых и для изучения истории Русской Православной Церкви в целом.

Прежде всего, остановимся на самом понятии «канонизация» Этот термин происходит от латинского слова Canonisatio и является латинизированной транскрипцией греческого глагола κανονίζειν, что означает «определять на основании правила или канона, судить»; обозначает он причисление усопшего подвижника благочестия к лику святых. Как известно, в Православной Церкви существует несколько основных ликов святых (в зависимости от их Церковного служения и подвигов), однако самым трудным и потому достойным особого почитания всегда признавался подвиг мучеников.

В древней Церкви мучеников ставили даже выше, чем святителей – церковных иерархов[1]. «Кровь мучеников есть семя христианства»[2], – сказал в III веке церковный писатель Тертуллиан. А святитель Тихон Задонский в XVIII столетии писал: «Хотя и вся христианская жизнь и благочестие не может быть без благодати и помощи Божией, – но терпение мучеников особенно показывает присутствующую с ними в страдании сверхъестественную невидимую силу»[3].

В первые века христианства те, кто достойно пострадал за Христа, причислялись к лику святых преимущественно на основании изучения так называемых «мученических актов», то есть документов, фиксировавших судебные процессы против христиан в Римской Империи. Эти акты были очень краткими: в них содержались лишь протоколы допросов обвиняемых и вынесенный им приговор. Часто христиане выкупали эти записи и на их основании составляли жития мучеников и исповедников, пострадавших за веру. К сожалению, подлинные мученические акты до наших дней фактически не дошли: почти все они были уничтожены в III веке во времена гонения на христиан при императоре-язычнике Диоклетиане.

Можно провести некоторую аналогию между мученическими актами первых веков христианства и архивно-следственными делами первой половины ХХ столетия, которые вместе с тем гораздо более объемны и более содержательны. Несмотря на определенную проблематичность данного вида исторического источника (проблема достоверности и неполноты сведений, их специфичность, проблема доступа и т.д.), информация, содержащаяся в архивно-следственных делах органов государственной безопасности также является основой для канонизации того или иного подвижника.

Теперь хотелось бы вкратце рассмотреть основные критерии, на основании которых те или иные пострадавшие священно- церковнослужители, монашествующие и миряне могут быть причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских. Прежде всего, это – достойное поведение во время допросов: непризнание своей вины в ложных обвинениях, отказ оговорить себя и других людей. Здесь хотелось бы отметить один важный момент. Если в первые века христианства во время гонений верующих принуждали к явному отречению от Христа и принесению жертв идолам, то в ХХ веке гонения были изощреннее.

Всем известно, что официально в Советском Союзе декларировалось отсутствие гонений на Церковь, так называемая «сталинская» Конституция 1936 года предусматривала свободу отправления культа. Однако по сути своей государство являлось богоборческим, поэтому, хотя формально обвинения священно- и церковнослужителям, монашествующим и верующим мирянам предъявлялись по «политической» 58-й ст. УК РСФСР (1926 г.), в действительности они привлекались к уголовной ответственности именно за веру, за свою религиозную деятельность. «Таким образом, – пишет современный исследователь истории Русской Православной Церкви А. В. Буренков, – если в римском праве преступной была признана сама Церковь и казнили по принадлежности к ней, то в советское время требовалось, чтобы человек признал, что и он сам, и Церковь являются антигосударственной силой. На самом же деле не было никакого сопротивления государству со стороны Церкви»[4].

Так, например, произнесение священником с амвона проповеди вменялось в антисоветскую агитацию, помощь семьям арестованных священнослужителей, сбор средств на ремонт церкви, даже простое ходатайство за возвращение верующим закрытого властями храма могло быть расценено как антисоветская или контрреволюционная деятельность. Зачастую церковно- и священнослужителям предъявлялись и вовсе абсурдные обвинения: например, в участии в вымышленной контрреволюционной организации, в шпионаже в пользу иностранных государств и т.п.

Вместе с тем, как уже было отмечено, самым важным для канонизации является то, согласился ли человек с предъявленными ему ложными обвинениями или нет, оговорил ли себя и ближних или, напротив, показал мужество и непреклонность, отстаивая истину. Выяснение позиции обвиняемого во время допросов является важнейшим этапом в отборе тех, кто достоин быть причисленным к лику святых.

Кроме того, для канонизации необходима и вся полнота информации о подвижнике: нужно найти сведения биографического характера (об образовании, служении, семейном положении, а также – даты и места рождения и смерти), выяснить, не являлся ли человек секретным сотрудником репрессивного аппарата, а также установить, не состоял ли он в каких-либо расколах и сектах. Все эти необходимые нам сведения, как правило, также содержатся в архивно-следственных делах.

Конечно, при подготовке материалов для канонизации мы пользуемся и многими другими источниками для сбора подобной информации: метрическими книгами, клировыми ведомостями, материалами, опубликованными в дореволюционной печати, очень большую помощь нам оказывают также родственники репрессированных, однако главным источником интересующих нас сведений являются все же архивно-следственные дела.

Помимо этой, крайне важной для нас, информации, в делах часто встречаются фотографии священно- церковнослужителей, которые оказываются подчас единственным их изображением и благодаря им становится возможным написание икон; сохраняются личные письма, проповеди, дневники, воспоминания близких. Все эти документы являются бесценным материалом для восстановления духовного облика того или иного новомученика, а также для понимания характера эпохи, в которую он жил.

В начале 2000-ых годов в одном из дел[5] среди вещественных доказательств нами был обнаружен «Помянник» – список священно- церковнослужителей Екатеринбургской епархии, пострадавших от рук большевиков в 1918 году, составленный с целью их поминовения за богослужением. Именно на основании этого «Помянника», а также собранных нами и представленных в Синодальную комиссию по канонизации святых различных дополнительных материалов, в 2002 году было прославлено 38 новомучеников, пострадавших в Екатеринбургской епархии.

Как упоминалось выше, помимо ценнейшей информации для канонизации православных святых, в документах архивно-следственных дел содержатся также важные для исследователя сведения об истории как Русской Православной Церкви в целом, так и отдельных епархий, населенных пунктов, храмов и монастырей. Говорить об этом можно очень долго. Мы сами, восстанавливая сейчас историю нашего Ново-Тихвинского монастыря в ХХ веке, многие сведения черпаем именно из архивно-следственных дел 1920-40-ых годов. В годы репрессий было арестовано около 30 насельниц нашей обители, некоторые из них подвергались аресту по 2-3 раза. Четверо были приговорены к расстрелу, семь сестер – к заключению на 10 лет в лагеря, и, по крайней мере, трое из них там скончались. Начиная со знакомства с документами ЧК начала 1920-ых годов, связанных с закрытием нашей обители, и заканчивая изучением уголовных дел, возбужденных в отношении сестер в период Великой Отечественной войны (связано это было в основном с их ходатайством за возвращение верующим закрытых храмов), можно проследить судьбы насельниц монастыря, встретить многие примеры мужества и исповедания веры в чрезвычайно трудных условиях гонений на Церковь.

Особенно интересны и информативны в этом отношении дела 1920-ых – начала 1930-ых годов: в то время обвиняемых еще расспрашивали об их жизни, родственниках, политических взглядах, тогда как в период так называемого «большого террора» – в 1937-1938 годах – сотрудников НКВД интересовало практически одно, - признание заключенного в участии в вымышленной контрреволюционной организации.

Все то, о чем я сейчас сказала, хотелось бы проиллюстрировать на примере восьмитомного архивно-следственного дела начала 1930-ых годов, которое в настоящее время находится на хранении в Государственном архиве административных органов Свердловской области (ГААОСО) и является для исследователей, пожалуй, одним из самых информативных. Речь пойдет о деле, получившем в ОГПУ громкое название «Историческая гниль»[6]. В его документах раскрывалась деятельность якобы существовавшей на территории Сарапульского и Нижнетагильского районов Уральской области[7] контрреволюционной организации церковников; в качестве обвиняемых и свидетелей по делу проходило несколько сотен монашествующих, священнослужителей и верующих мирян.

Для нас это дело интересно в особенности тем, что оно является одним из основных источников для изучения послереволюционной истории трех монашеских обителей: мужского Свято-Николаевского монастыря в г.Верхотурье, а также Покровской и Успенской Верхотурских женских обителей. Остановимся кратко на сведениях о женских монастырях. Обе эти обители в начале 1920-ых годов были преобразованы в сельскохозяйственные артели, однако храмы их оставались действующими, а насельницы, являясь работницами артелей, старались в то же время сохранять монашеский уклад жизни. «Разницы жизни в артели от жизни монастыря никакой не было»[8], – говорили впоследствии на допросах некоторые из сестер. После окончательного закрытия этих монастырей насельницы поселились в Верхотурье и окрестных селах и деревнях, многие из них устроились на работу при храмах, иные исполняли надомную работу у частных лиц, занимались рукоделиями. Однако и в этих условиях они продолжали во всем руководствоваться советами своих бывших настоятельниц: монахини Агнии (Чубаровой) и монахини Олимпиады (Шубиной), которые по-прежнему распределяли послушания, давали наставления, благословляли совершение мантийных и схимнических постригов.

Центром духовной жизни бывших насельниц монастырей стал Знаменский храм Верхотурья: службы в нем совершались по полному монастырскому уставу, сестры сами пели, читали на клиросе. Вместе они проводили праздники, помогали и поддерживали друг друга в трудных обстоятельствах. «Настали тяжелые времена, – говорили они, – надо быть готовыми ко всем страданиям. Больше молиться Богу, и Он пошлет нам облегчение»[9]. Монахини навещали тех, кто томился в тюрьме, ездили к сосланным за веру монашествующим. Как рассказывали впоследствии очевидцы, к бывшим насельницам Покровского монастыря постоянно приходило много верующих: сестры старались всех утешить, всем помочь. В 1920-ые годы по благословению монахини Олимпиады и при ее непосредственном участии им удалось отстоять Знаменскую церковь от передачи ее раскольникам-обновленцам. «Молитесь, сестры, чтобы Бог не оставил нашу церковь, – говорила матушка. – В других местах давно уже их не существует, а мы все еще живем здесь»[10]. Храм так и остался в юрисдикции Патриаршей Церкви  и был закрыт властями только после ареста и ссылки почти всех его прихожан – монашествующих.

В феврале – марте 1932 года в Верхотурском районе прошли массовые аресты: наряду с другими арестованными в тюрьму было заключено около 50 насельниц бывшего Покровского монастыря и около 30 – Успенского. 7 сентября того же года был утвержден приговор, согласно которому 99 человек из 140 обвиняемых были осуждены на три года заключения в ИТЛ или ссылки, а остальные 41 освобождены с зачетом в наказание срока предварительного заключения.

Помимо важных исторических сведений об уральских монастырях, в документах этого дела содержится также информация об иеромонахе Игнатии (Кевролетине), на основании которой он был прославлен в лике святых. Очень ценным оказалось то, что помимо документов, связанных с его арестом и заключением, в деле было собрано много информации о его жизни и деятельности. На допросах в 1932 году старца подробно расспрашивали о местах жительства и служения, родственниках и т.п. И сейчас мне бы хотелось очень кратко рассказать о его судьбе.

Как следует из материалов дела, иеромонах Игнатий (в миру Иван Афанасьевич Кевролетин) родился в 1875 году в деревне Кулаковой Тюменского уезда Тобольской губернии. Был насельником последовательно двух монастырей: Кыртомского Крестовоздвиженского и Свято-Николаевского в г.Верхотурье. После Октябрьской революции отец Игнатий совершал священническое служение в различных приходских церквях. В 1925 году подвергся аресту в первый раз и пробыл в заключении около месяца. После освобождения из тюрьмы продолжил священническое служение.

28 марта 1932 года батюшка был вновь арестован — по делу «Историческая гниль». На допросах держал себя очень мужественно. На вопрос, состоял ли он в контрреволюционной организации, отец Игнатий ответил: «...состоял членом монашеской организации, которая после формального закрытия Верхотурского монастыря в 1925 году продолжала существовать непосредственно под руководством архимандрита Ксенофонта (Медведева) ... Признаю, что действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником диаметрально противоположным установкам и мероприятиям советской власти, что иначе не могло быть… но контрреволюционной работы не проводил...»[11].

На другом допросе отец Игнатий высказался еще определеннее: «На поставленный мне вопрос, хочу ли я раскаиваться перед советской властью, показываю, что я раскаиваться перед советской властью не хочу и не буду. Больше показать ничего не могу»[12].

Отец Игнатий вместе с другими священнослужителями и монашествующими был приговорен к ссылке в Нарымский край сроком на три года.

О дальнейшей его жизни мы знаем уже преимущественно из устных источников. Группу узников в сорок человек отправили в ссылку этапом — пешком под конвоем. В это время старец застудил внутренние органы и сильно страдал из-за этого всю последующую жизнь.

После ссылки отцу Игнатию было запрещено проживание в ряде городов. В 1935–1936 годах он являлся настоятелем Христорождественской церкви села Сосновского Покровского района Челябинской области[13]. Несмотря на тяжелую болезнь, был всегда удивительно бодр духовно. Часто посещал монахинь в близлежащих селах Маминском и Троицком, а в Кисловском имел даже свою келью. В этих селах было много сестер из разогнанных обителей, они объединялись в небольшие общины, и в это сложное время под руководством отца Игнатия продолжали вести духовную жизнь.

В середине 1940-х годов отец Игнатий вернулся в Верхотурье. В те годы, чтобы беспрепятственно совершать старческое руководство, он взял на себя подвиг юродства Христа ради. Жил на краю города, в маленьком домике: совершал там богослужения, монашеские постриги, Таинство исповеди. По воспоминаниям современников, старца отличала большая мягкость, снисхождение ко всем, готовность послужить человеку, как бы тот ни заблуждался, в каком бы состоянии ни находился.

Обладая даром прозорливости, отец Игнатий нередко прикровенно предсказывал будущее. Когда для чьей-либо пользы требовалось обличение, - часто обличал шуткой; если говорил назидание, ­- мог сказать притчей. Незадолго перед кончиной о. Игнатий принял постриг в великую схиму с именем Иоанн. Скончался он в Верхотурье в начале 1961 года. В 2000 году был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Итак, даже бегло рассмотренные нами сведения, содержащиеся в  архивно-следственном деле «Историческая гниль», являются прекрасным примером того, насколько важную информацию для изучения истории Церкви хранят в себе дела 1920-1950-ых годов, насколько необходимо самое тщательное их изучение.

Этим непосредственно и занимаются члены Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской епархии. За последние 15 лет нами изучены практически все архивно-следственные дела на священно- церковнослужителей, монашествующих и верующих мирян, находящиеся на хранении в ГААОСО, занимаемся мы изучением дел, хранящихся и в других регионах страны. В течение этого периода от Екатеринбургской епархии было прославлено 49 новомучеников и 1 исповедник, из них 7 святых прославлены именно на основании материалов архивно-следственных дел ГПУ-ОГПУ-НКВД Свердловской области.

 В 2008 году на основе подготовленных нами материалов была издана книга «Жития святых Екатеринбургской епархии»[14], в которую вошли жизнеописания всех прославленных и некоторых не прославленных подвижников нашей епархии. Материалы о новомучениках, их жития и фотографии были переданы также одному из ведущих членов Синодальной комиссии по канонизации святых игумену Дамаскину (Орловскому) – для использования при составлении Свода  житий новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Кроме того, с целью популяризации сведений о новомучениках, мы по мере возможности стараемся публиковать статьи в православной и светской прессе, участвовать в подготовке радиопередач и телесюжетов, принимать участие в конференциях, посвященных истории Православной Церкви.

В 1990-2000-х годах совместно с Управлением архивами и государственными архивами Свердловской области проведен ряд выставок по истории Екатеринбургской епархии с использованием архивно-следственных дел священно- и церковнослужителей, в 2004 году совместно с Государственным архивом административных органов были проведены две выставки, посвященные истории Ново-Тихвинского женского монастыря, а в 2010 году – совместно подготовлен телесюжет о пострадавших в годы репрессий монахинях нашей обители.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году был установлен праздник Собору Екатеринбургских святых, в который ныне входит 64 подвижника благочестия. Им уже написана отдельная служба, создан проект иконы.

К сожалению, нельзя не отметить и то, что в последнее время в нашей работе встречаются некоторые трудности. Однако нам искренно хотелось бы, чтобы и впредь взаимодействие Русской Православной Церкви с органами госбезопасности и государственными архивами в деле канонизации святых и изучения истории Церкви успешно продолжалось.

 


[1] См.: Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 17.

[2] Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об Отцах Церкви. Т.1. СПб., 1859. С.187.

[3] Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2007. С.607.

[4] Региональный общественный Фонд… С.42.

[5] ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50.

[6] ГААОСО.Ф.1.Оп.2.Д.41750.

[7] Уральская область образована в 1923 году, в ее состав вошли Екатеринбургская, Пермская, Тюменская и Челябинская губернии. Существовала до 1934 года (См.: Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000. С.553).

[8] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.41750. Т.5. Л.20.

[9] ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 41750. Т. 5. Л. 128 об.

[10] ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.41750. Т.5. Л.202об.

[11] ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 41750. Т. 5. Л. 373.

[12] ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 41750. Т. 5. Л. 264.

[13] Ныне – Каменского района Свердловской области.

[14] Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2008.

   

      

Источники и литература:

ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 41750.

Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903.

Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2008.

Канонизация святых в ХХ веке. М., 1999.

Православная энциклопедия. Т.1. М., 2000.

Региональный общественный Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Труды. Выпуск 1. Новомученики ХХ века. М., 2004.

Тихон (Затекин), архим. Верхотурский Свято-Покровский женский монастырь. Нижний Новогород, 2008.

Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Канонизация святых в Русской Православной Церкви. М., 2004.

Воспоминания Галины Андреевны Засыпкиной (1912–1997 годы) / авт.-сост. Килин А. П. Запись [сделана] в Екатеринбурге, май-июнь 1995 года. Екатеринбург, 2002. Режим доступа: http://atlasch.narod.ru/



Calendar
  Май 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

Схимонахиня Николая

Выставка "Сестры Ново-Тихвинского монастыря в период гонений"

Память священномученика Константина Меркушинского

Поездка к Аннушке

Наша небесная сомолитвенница

Панихида в день памяти новомучеников и исповедников Российских"

перейти к разделу
Верный Богу и Царю


Монашеская жизнь - это предельное напряжение человеческих сил и внимания.
Архим.Софроний (Сахаров)







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb