Ново-Тихвинский женский монастырь:

Старчество на Урале

Вечные темы не устаревают. И потому, несмотря на то, что книг о старцах и старчестве существует много, каждая новая книга об этом – событие. В этом году наш монастырь совместно с московским издательством «Паломник» выпустил в свет книгу «Старчество на Урале». Это исторический очерк — но адресован он не только историкам. Практическую пользу из книги почерпнет всякий, кто хочет знать, что такое старчество, для чего оно нужно и как относиться к духовному руководству трезво. Старцы, о которых рассказывается в книге, жили в разное время, и обстоятельства их жизни были различны: одни подвизались в XIX веке, в общежительных монастырях, уединенных скитах или в отшельничестве, другим пришлось вести монашескую жизнь в советские годы, пребывая среди мира, подвергаясь гонениям. Но эти внешние различия лишь подчеркивают то, что духовные основы старчества всегда одни и те же.

Игумения Руфина (Кокорева)
Первая часть книги – это очерки по истории уральского старчества с начала XIX до конца ХХ века. Здесь, в основном, рассказывается о подвижниках и подвижницах, которые несли старческое служение в монастырях: Свято-Николаевском Верхотурском, Белогорском, Кыртомском, Екатеринбургском Ново-Тихвинском, Уфимском Благовещенском и других. Но в книгу включены повествования и о старцах, угодивших Богу посреди мира:
иеросхимонахе Константине (Шипунове), схимонахине Евфросинии (Мезеновой), схимонахине Николае (Засыпкиной), а также о преподобном Кукше Одесском, который в течение пяти лет отбывал ссылку на Урале и за это время принес немалую духовную пользу многим монашествующим и мирянам. В книге помещено и жизнеописание замечательной русской подвижницы игумении Руфины (Кокоревой), основательницы и благоустроительницы трех монастырей. Вторая часть сборника — письма подвижников благочестия: преподобного Илии Верхотурского, иеросхимонаха Константина (Шипунова), игумении Руфины (Кокоревой).

По стопам святых отцов

Первое, что дает книга, – это четкое понимание, кто такой старец. Старцем принято называть благодатного подвижника, который прозревает тайные движения человеческой души и руководит людей ко спасению, зная волю Божию о них. Это верно. Такие люди — подлинные, духоносные руководители, старцы от Бога. Но в монастырской жизни слово старец употребляется и в более скромном значении. «Старцем, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — называется в монастырях преуспевший в духовной жизни инок, которому поручается назидание братии». Книга «Старчество на Урале» рассказывает о тех и других старцах и дает ориентиры, по которым можно узнать подлинного, духовно опытного наставника.

Отец Константин (Шипунов)
Святые отцы говорят, что самая характерная черта, по которой человека духовного можно отличить от прельщенного, — это смирение. Жизнеописания уральских старцев прекрасно иллюстрируют эту святоотеческую мудрость. Известно, что преподобный Василиск Сибирский тем, кто благодарил его за духовную помощь, всегда отвечал: «Господу Богу слава и хвала, если Он других мною пользует: Он, а не я; ибо я за подлинно знаю, что я многогрешен и ничего доброго от себя не имею». Преподобный Илия Верхотурский более всего учил искренней молитве, покаянию — и смирению. Отец Константин (Шипунов), прозревая то, что в будущем его будут почитать как благодатного старца, предупреждал своих чад: «Придет время, когда будут меня расхваливать, то да се, вы против этого будьте». Он вообще очень не любил похвалу и при всяком случае унижал себя.

Но, конечно, наряду с истинными, благодатными старцами всегда встречались шарлатаны и обманщики. Так, в Верхотурском уезде в начале XX века проживал некий «подвижник» Фрол Филиппов. Он любил поучать, были у него и свои почитатели. И подвиги его были налицо: лохмотья, вериги… Но наибольшую известность он получил благодаря тому, что многим открывал «ангельское пение». Собрав народ во дворе, он повелевал всем падать ниц, а сам забирался на чердак, где у него стоял граммофон (вещь в тех местах невиданная), и заводил какую-нибудь пластинку... В данном случае речь идет о грубом обмане, очевидном даже для тех, кто не имеет духовного опыта. Однако в истории уральского старчества были и такие случаи, когда человек, считавшийся благодатным старцем, сам находился в заблуждении и невольно вводил в заблуждение других. Именно о таких наставниках повествуется в главе «Об уклонениях от традиций старчества». Эта глава дает вполне наглядный урок: не гоняйтесь за прозорливцами и чудотворцами. Ищите наставника, который, прежде всего, советует читать святых отцов и сам учит в святоотеческом духе, то есть в духе трезвости, благоразумия, смирения.

Наука духовной жизни

В монастырях традиция старчества всегда, если можно так выразиться, шла рука об руку с традицией умного делания, которое включает в себя молитву Иисусову, хранение ума от греховных помыслов, послушание. Из истории монашества известно: где расцветало умное делание, там расцветало и старчество, и, наоборот, оскудение этого делания приводило к оскудению старческого руководства.

Молитве Иисусовой и внутреннему трезвению, отсечению греховных помыслов, учили в древних монастырях Востока (в Египте, Палестине, Сирии) в IV–VII веках. В более позднее время эту традицию возродил преподобный Григорий Синаит, в XVIII веке ее восстановителем сделался преподобный Никодим Святогорец и его последователи. На Руси умному деланию учили преподобные Антоний и Феодосий Печерские, преподобный Сергий Радонежский и сотни его учеников, преподобный Нил Сорский и его последователи. Затем на некоторое время эта духовная традиция в России угасла, но в XVIII веке была возрождена последователями преподобного Паисия Величковского. Благодаря воспитанникам старца Паисия учение об умном делании было насаждено во многих уголках России. В этом отношении не осталась бесплодной и Уральская земля.

Преподобный Илия на Валааме
Тех, кого можно было бы назвать уральскими старцами, в книге перечислено немало: преподобные Василиск Сибирский и Зосима Верховский, верхотурские и белогорские подвижники, известные уральские игумении… Из их биографий очевидно, что и они — также звенья золотой цепи, носители драгоценной монашеской традиции умного делания. Так, например, духовник Верхотурского монастыря схимонах Илия (Чеботарев) был воспитан в Валаамской обители игуменом Дамаскином, наставниками которого, в свою очередь, были Клеопа и Феодор, ученики преподобного Паисия Величковского. Другие уральские старцы были воспитаны в том же святоотеческом духе, что чувствуется и в их поучениях, и в их судьбах.

Книга «Старчество на Урале» – это попытка исследовать, как развивалась традиция умного делания и старческого руководства на уральской земле, какие она принесла плоды. И, конечно, главное в книге – это живые лики, характеры и судьбы самих старцев, познакомиться с которыми будет интересно и полезно любому читателю.

Читайте также:
Об иконе "Учители умного делания"


23.06.2012